Мужнины сапоги

3 мая 2007


Выпуск №:


Просмотров: 4349


Виталий Довженко – наш земляк. Родился и вырос он в селе Новоукраинка. Подростком пережил годы оккупации. Сейчас проживает в городе Минеральные Воды (Россия). Нет уже на карте района несколько десятков лет Новоукраинки. Но память о родине, о пережитом у бывшего нашего земляка жива. Предлагаем несколько рассказов В.Довженко, посвящённых памяти односельчан, переживших годы фашистского лихолетья.


Здесь живёт участник войны



Это случилось в апрельский день в пятидесятых годах. Тогда мы жили в небольшом посёлке Новоукраинка. Почти у каждого двора хозяева устанавливали лавочки. С наступлением тёплых весенних вечеров подростки, собираясь у них гурьбой, допоздна засиживались с песнями и частушками под трёхструнную балалайку.

В один из вечеров почему-то не пришёл балалаечник. Ребятня от безделья стала друг перед другом хвастать, кто на что способен. Мой двенадцатилетний сынишка отличился особо. На наших сплошных воротах мелом сделал рисунок, довольно таки похожий на орден Отечественной войны.

Утром, когда я обнаружил его художество, то первая мысль была отругать шельмеца и заставить вымыть ворота. А потом, поразмыслив, что это своего рода отображение действительности (ведь я – участник Великой Отечественной войны), решил повременить с удалением рисунка.

Председатель поселкового совета, проходя мимо, взглянул на разрисованные ворота. Постоял с минуту в раздумье, потом загадочно улыбнулся, и, не проронив ни слова, ушёл.

Потом по его предложению перед Днём Победы к воротам каждого участника войны был прикреплён небольшой красный флажок.

К следующей годовщине Победы вместо красных флажков на домах появились таблички: «Здесь живёт участник войны».


Мужнины сапоги



Уходят молодые супруги на торжества, а в доме мать-старушка остаётся. Неторопливыми, размеренными движениями она достаёт из старинного сундука хромовые сапоги. По краям кожаных подошв двумя строгими рядочками желтизной отливают кончики берёзовых гвоздочков-шпилек. По кромкам каблуков упредительно подбиты металлические подковки.

По привычке, нижним концом передника старушка проводит нежно по и без того чистым голенищам, ставит сапоги справа у двери. Подковки глухо стукнули о доски пола.

Присев напротив у стола и наклонив слегка голову, в который раз глядит задумчиво вдова на глянец мужниной обуви. Сапоги новые, ни разу не надёванные.

Даже, когда надоедливая осенняя морось и обложные дожди расквасят стёжки-дорожки, она не надевает их: в грязь не хочет затоптать светлую память солдата.


Шинель отца



Когда я наведываюсь в родительский дом, то что-то вновь открываю для себя.

Прошедшим летом в очередной раз приехал в родное село. С поседевшими волосами, слегка пригибаясь, мать-старушка одна ведёт своё скромное хозяйство. Гляжу – забор требует ремонта. Пошёл я с матушкой в полутёмный чулан, чтобы нужный инструмент подобрать. Там в углу увидел на гвозде старую серую солдатскую шинель. В раздумье я прикоснулся к её рукаву. Заметив моё удивление, несколько смущённо мать сказала:

- Это главная одёжка нашего папки. Она была ему и постелью, и одеялом…

Промокнув повлажневшие глаза кончиком головного платка и взглянув на меня, добавила:

- В ней он пришёл с войны…

И я вспомнил, как мы его встречали. И как жили в трудные послевоенные годы…

Однако недолго с нами жил отец. Последствия от ранений резко укоротили ему жизнь…

У каждого свои памятные вещи, а у моей матушки – шинель мужа, моего отца, потёртая, суконная, сороковых военных лет.

Виталий Довженко

Комментариев: 0
Оставить комментарий:
(ваш комментарий будет виден после модерации администратором)
Ваше имя:
Ваш e-mail:
(необязательно)
Ваш комментарий:
Все статьи за
































































































































































Статей: 3064

Ключевых слов: 82

Комментариев: 42