Экипаж машины боевой
3 мая 2007
Выпуск №:
Просмотров: 4889
Ещё 30 лет назад в нашей стране свято чтились воинские традиции, на них воспитывались допризывники. Отслужив в армии, молодой человек мог рассказать об истории своей части, славном боевом пути, пройденном ею, назвать имена героев, которых она воспитала.
Не был исключением и 40-й полк Черноморского флота, основанный в 1938 году. На территории его дислокации в с. Гвардейское Крымской области была карта боевого пути полка в годы Великой Отечественной войны: от Крыма до Чехословакии. Здесь же – аллея, на которой, как часовые на вечном посту, на высоких постаментах были установлены бронзовые бюсты 15-и лётчиков – Героев Советского Союза.
Размеренно протекала жизнь на аэродроме в Гвардейском, находящемся вдали от больших курортных городов, летом 1977 года. Поднимались на боевое дежурство и учебные полёты ракетоносцы и транспортные самолёты, неустанно кружились локаторы службы слежения.
…В тот июньский день было запланировано групповое учение сразу 16 двухтурбинных ракетоносцев типа ТУ-16. Отрабатывали по графику взаимодействие с радиомаяками пограничных округов на южной границе и запуск ракет по заданным целям, затем взяли курс на родной аэродром. Ничего не предвещало беды. Экипаж самолёта №64 был доволен собой – все плавучие мишени уничтожены с первого захода – сказались хорошие теоретические занятия и большой опыт. Была у экипажа одна особенность: фамилии всех лётчиков начинались на одну букву: Кузнецов, командир экипажа, Козлов, левый лётчик; правый лётчик Круглов; Ковалёв, штурман ; Козаков, командир огневой установки; Карпов – стрелок-радист. Разница в возрасте была небольшая, ребята притёрлись характерами.
Сколько мог охватить глаз – над ними сияло море, но это не пугало опытных пилотов, умеющих ориентироваться в небе не только по приборам, но и по звёздам.
Но внезапно самолёт качнуло.
- Отказал левый двигатель, - сообщил по внутренней связи левый лётчик.
Большая сильная машина начала терять скорость. Была сделана попытка запустить двигатель вновь, если бы позволяло время и обстановка – лётчики испробовали бы несколько вариантов и нашли бы причину остановки турбины…
Но когда под тобой три тысячи метров, скорость тысяча километров в час… Не сразу найдёшь причину неисправности. Стрелокрадист, связавшись с аэродромом, сообщил о поломке двигателя. Оттуда передали, чтобы экипаж садился на ближайшем аэродроме и действовал по обстоятельствам. Командир Кузнецов принял решение сохранить самолёт.
- Сколько до ближайшего аэродрома?
- Ближайший в Джанкое, за три минуты дойдём, - ответил штурман Ковалёв.
У командира отлегло от сердца: сейчас сядем, за нами пришлют с Гвардейского вертолёт, и через час будем дома.
- Перебои в правом двигателе, мы резко теряем высоту, включился правый пилот Круглов. – Под нами пионерские лагеря, надо тянуть, сколько можно – попробуем сесть на воду.
Опытные лётчики, они хорошо понимали, что, пытаясь спасти машину, потеряли драгоценное для катапультирования время и их жизнь в опасности. Но думали лётчики не только о себе.
Прямо по курсу лежало маленькое село, рядом находился солепромысел. Люди, занимавшиеся повседневными делами, ничего и не подозревали о грозящей опасности. Сделав невозможное, лётчики сумели протянуть самолёт ещё несколько сот метров, пока не отказал полностью второй двигатель.
Многотонный бомбардировщик почти полностью вошёл в придонный грунт, воды моря сомкнулись над ним. Как только самолёт исчез с экранов радаров, на его поиски были подняты два вертолёта. Ежеминутно район поиска сужался. Место падения самолёта обнаружили по большому пятну топлива, разлившегося по поверхности моря. Вскоре на место прибыли катера с командой водолазов и специальной подъёмной техникой. Размыли грунт, подняли машину, извлекли тела пилотов.
За проявленный героизм, бдительность и верность присяге экипаж самолёта был посмертно награждён орденами Красной Звезды. Имена героев навечно занесены в списки части.
Родственники захоронили погибших по месту жительства. На территории штаба 40-го авиаполка Черноморского флота был установлен памятник из чёрного мрамора, на котором изображены портреты этих самоотверженных людей. Многие годы он вдохновляет молодое поколение полка на беззаветную службу Родине.
Анатолий Галич
|