Василий Солоненко: Ученик — факел, который мы можем зажечь 9 февраля 2006 Выпуск №: 8 Просмотров: 6715 Василий Солоненко: Ученик — факел, который мы можем зажечь— В детской газете «Пионерская правда» (помните?) был раздел радиоэлектроники. Там в доступной форме излагалось, как, к примеру, собрать приёмник, генератор, передатчик. Глубина познаний у нас, подростков из Генгорки, была небольшой, но мы учились друг у друга, делились деталями. Много полезного брали из журналов «Юный техник», «Радио». Увлечение радиоделом тогда в нашей стране было массовым. Помню, самодельные радиостанции были у каждого уважающего себя «конструктора». Некоторые пробовали даже выходить в эфир, вызывая нарекания жителей посёлка, — рассказывает преподаватель кружка радиоэлектроники, а в прошлом многолетний директор Генической станции юных техников Василий Солоненко. Так случилось, что подростковое увлечение Василия стало делом всей его жизни. В армии службу проходил на морском флоте телеграфистом особого назначения. Их особый отряд занимался прослушиванием интересующих правительство участков и территорий иностранных государств, потенциальных противников тогдашнего Союза, которые испытывали и производили атомное оружие. После службы стал студентом Харьковского авиационного института по специальности С 1993 г. В.Г. Солоненко в районной станции юных техников, вот уже тринадцатый год ведёт здесь кружок радиоэлектроники. Наш разговор с ним о сегодняшнем дне кружка. — Василий Георгиевич, сколько ребят занимается у вас, кто они? — Я веду занятия в трёх группах: в первой — 10 человек и в двух других — по 5. Приходят сюда с седьмого класса, когда начинают изучать физику. Дети бывают разные, не все успевают в школе, поэтому не каждого родители отпускают в кружок с лёгким сердцем. У нас система обучения отличается от школьной, занятия проводятся индивидуально. Результат нередко во многом зависит от характера ученика. — И есть реальные достижения? — Достижений хватает, за 10 лет существования Херсонского отделения Малой академии наук наш кружок подготовил 13 призёров, занимавших Вот Андрей Саган обучается в Харьковском политехническом по специальности радиофизика, в Харьковском аэрокосмическом университете — Лебедев Тимофей, Антон и Артём Якушины. Антон Юрий — студент Харьковского технического университета радиоэлектроники. Всего имеем 30 призёров областного уровня и выше, которые недавно окончили или ещё учатся в ВУЗах. Сейчас готовим к защите (она пройдёт в феврале) в Малой академии наук работу Евгения Шибельбайна и Сергея Иванова из группы одарённых ребят. — Как они определяются с направлением работ, в чём они находят интерес? — Заинтересовать детей нетрудно. Кого, например, из увлекающихся техникой ребят не заинтересует задание придумать машину, у которой бы не было ни мотора, ни колёс, ни источника питания и которая бы двигалась. Кружковцы без подсказки находят оригинальные решения: в «колобок» помещают магнит и при помощи другого магнита передвигают «машину». Делают для себя многие необходимые вещи. Например, девятиклассник Саша Новиков, благодаря трудолюбию, сделал высококачественный усилитель мощности и стал первопроходцем в этом деле. После него и ребята старшего возраста стали повторять их. И таких целеустремлённых у нас большинство. Разработки кружка представляют интерес для других радиолюбителей, публикуются в специальных журналах. Бывает так, что работы делаются несколькими поколениями воспитанников и определить авторство сложно. Так, например, случилось с локационным металлоискателем. — А откуда детали, материалы для работы берёте? — Используем всё, что приносят добрые люди или просят забрать — жалко выбрасывать. Бывает, наши же выпускники, уезжая из города или за рубеж, приносят — А с журналом «Радио» продолжаете сотрудничество? — Да, вот недавно просили прислать информацию о кружке — она опубликована. Чтобы сделать — Каких качеств, — Моё педагогическое кредо: ученик — не сосуд, который мы можем наполнить, а факел, который мы можем зажечь. Изначальная задача внешкольного учреждения — заинтересовать школьника, дать ему толчок к самообразованию, поиску нового в научной литературе. Педагог должен быть сооткрывателем этого нового, жить интересами детей, стараться смотреть на мир их глазами. Дважды в неделю подросток приходит на занятия с целью сделать — Удаётся ли проследить, как складывается дальнейшая судьба бывших кружковцев? — Главным инженером по Геническому району в «Укртелекоме» работает Юрий Мижура, там же трудятся Никишичев Андрей и Андрей Чипко, на телетрансляторе — Николай Конопленко. Немало и других ребят, связавших свою жизнь с радиоэлектроникой. Я уверен, что после кружка, закрепив полученные знания самообразованием, вполне можно с успехом заниматься ремонтом и обслуживанием телерадиоаппаратуры, выйти на уровень современной техники. — Успехов и Вам, Василий Георгиевич, и Вашим коллегам в работе, талантливых Вам учеников и новых достижений! Записал Г. Пархоменко | |
Комментариев: 0 | |
Оставить комментарий: | |
(ваш комментарий будет виден после модерации администратором) |