Василий Солоненко: Ученик — факел, который мы можем зажечь

9 февраля 2006


Выпуск №: 8


Просмотров: 6720


Василий Солоненко: Ученик — факел, который мы можем зажечь



— В детской газете «Пионерская правда» (помните?) был раздел радиоэлектроники. Там в доступной форме излагалось, как, к примеру, собрать приёмник, генератор, передатчик. Глубина познаний у нас, подростков из Генгорки, была небольшой, но мы учились друг у друга, делились деталями. Много полезного брали из журналов «Юный техник», «Радио». Увлечение радиоделом тогда в нашей стране было массовым. Помню, самодельные радиостанции были у каждого уважающего себя «конструктора». Некоторые пробовали даже выходить в эфир, вызывая нарекания жителей посёлка, — рассказывает преподаватель кружка радиоэлектроники, а в прошлом многолетний директор Генической станции юных техников Василий Солоненко.



Так случилось, что подростковое увлечение Василия стало делом всей его жизни. В армии службу проходил на морском флоте телеграфистом особого назначения. Их особый отряд занимался прослушиванием интересующих правительство участков и территорий иностранных государств, потенциальных противников тогдашнего Союза, которые испытывали и производили атомное оружие.

После службы стал студентом Харьковского авиационного института по специальности инженер-конструктор радиоэлектронной аппаратуры. По распределению попал в конструкторское бюро Желтоводского филиала легендарного «Южмаша». Но Азовское море, малая родина звали назад, в Генгорку. Желание заниматься любимой радиоэлектроникой привело Василия Георгиевича в районный Дворец творчества, где он стал преподавателем кружка радиоэлектроники. Здесь за свой нелёгкий десятилетний труд заслуженно получил звание «Отличник образования», а коллеги доверили ему представлять район на V съезде учителей Украины. Помимо работы с детьми находил время для воплощения в жизнь своих творческих задумок. Во многих номерах московского журнала «Радио» публикуются с 1983 года разработки Солоненко. Ещё в 1991 г. Василию Георгиевичу и его ученику Юрию Мижуре были присуждены медали ВДНХ СССР в Москве. Одна из разработок на Всесоюзном конкурсе игрушек — «Комнатная охота на лис» заняла второе место и серийно выпускалась на одном из подмосковных предприятий.

С 1993 г. В.Г. Солоненко в районной станции юных техников, вот уже тринадцатый год ведёт здесь кружок радиоэлектроники. Наш разговор с ним о сегодняшнем дне кружка.

— Василий Георгиевич, сколько ребят занимается у вас, кто они?

— Я веду занятия в трёх группах: в первой — 10 человек и в двух других — по 5. Приходят сюда с седьмого класса, когда начинают изучать физику. Дети бывают разные, не все успевают в школе, поэтому не каждого родители отпускают в кружок с лёгким сердцем. У нас система обучения отличается от школьной, занятия проводятся индивидуально. Результат нередко во многом зависит от характера ученика. Кто-то что-то спаял и ему достаточно, а другой интересуется основами наук, занимается в Малой академии наук.

— И есть реальные достижения?

— Достижений хватает, за 10 лет существования Херсонского отделения Малой академии наук наш кружок подготовил 13 призёров, занимавших 2-3 места. К сожалению, материальная база пока не позволяет кружковцам выйти в лидеры. Конкурс-защита проходит в Херсоне, где ребята пишут экзаменационную работу по профильному предмету — физике или математике и защищают свои разработки, которые можно приравнять к курсовой работе в ВУЗе. Роль преподавателя в этом процессе огромна: он помогает выбрать тему, контролирует исследования. Призёрам предоставляется право по результатам собеседования поступать в ВУЗы Херсона.

Вот Андрей Саган обучается в Харьковском политехническом по специальности радиофизика, в Харьковском аэрокосмическом университете — Лебедев Тимофей, Антон и Артём Якушины. Антон Юрий — студент Харьковского технического университета радиоэлектроники. Всего имеем 30 призёров областного уровня и выше, которые недавно окончили или ещё учатся в ВУЗах. Сейчас готовим к защите (она пройдёт в феврале) в Малой академии наук работу Евгения Шибельбайна и Сергея Иванова из группы одарённых ребят.

— Как они определяются с направлением работ, в чём они находят интерес?

— Заинтересовать детей нетрудно. Кого, например, из увлекающихся техникой ребят не заинтересует задание придумать машину, у которой бы не было ни мотора, ни колёс, ни источника питания и которая бы двигалась. Кружковцы без подсказки находят оригинальные решения: в «колобок» помещают магнит и при помощи другого магнита передвигают «машину». Делают для себя многие необходимые вещи. Например, девятиклассник Саша Новиков, благодаря трудолюбию, сделал высококачественный усилитель мощности и стал первопроходцем в этом деле. После него и ребята старшего возраста стали повторять их. И таких целеустремлённых у нас большинство. Разработки кружка представляют интерес для других радиолюбителей, публикуются в специальных журналах. Бывает так, что работы делаются несколькими поколениями воспитанников и определить авторство сложно. Так, например, случилось с локационным металлоискателем.

— А откуда детали, материалы для работы берёте?

— Используем всё, что приносят добрые люди или просят забрать — жалко выбрасывать. Бывает, наши же выпускники, уезжая из города или за рубеж, приносят что-то на память. Профиль у нас широкий, не знаешь, что и когда пригодится.

— А с журналом «Радио» продолжаете сотрудничество?

— Да, вот недавно просили прислать информацию о кружке — она опубликована. Чтобы сделать какую-то разработку, необходимо время систематизировать сделанное, подвести итоги.

— Каких качеств, по-Вашему, требует работа педагога внешкольного учреждения?

— Моё педагогическое кредо: ученик — не сосуд, который мы можем наполнить, а факел, который мы можем зажечь. Изначальная задача внешкольного учреждения — заинтересовать школьника, дать ему толчок к самообразованию, поиску нового в научной литературе. Педагог должен быть сооткрывателем этого нового, жить интересами детей, стараться смотреть на мир их глазами. Дважды в неделю подросток приходит на занятия с целью сделать что-то полезное. Для меня важно не просто научить его паять схемы, а помочь в формировании образа мышления Конструктора. И тогда придёт результат, ради которого мы работаем.

— Удаётся ли проследить, как складывается дальнейшая судьба бывших кружковцев?

— Главным инженером по Геническому району в «Укртелекоме» работает Юрий Мижура, там же трудятся Никишичев Андрей и Андрей Чипко, на телетрансляторе — Николай Конопленко. Немало и других ребят, связавших свою жизнь с радиоэлектроникой. Я уверен, что после кружка, закрепив полученные знания самообразованием, вполне можно с успехом заниматься ремонтом и обслуживанием телерадиоаппаратуры, выйти на уровень современной техники.

— Успехов и Вам, Василий Георгиевич, и Вашим коллегам в работе, талантливых Вам учеников и новых достижений!

Записал Г. Пархоменко

Комментариев: 0
Оставить комментарий:
(ваш комментарий будет виден после модерации администратором)
Ваше имя:
Ваш e-mail:
(необязательно)
Ваш комментарий:
Все статьи за


































































































































































Статей: 3069

Ключевых слов: 82

Комментариев: 42